Опыт 7.
«Автоколебания».
Автоколебания — незатухающие колебания в динамической системе с нелинейной обратной связью, поддерживающиеся за счёт энергии постоянного, периодического внешнего воздействия.
Автоколебания отличаются от вынужденных колебаний тем, что последние вызваны периодическим внешним воздействием и происходят с частотой этого воздействия, в то время как возникновение автоколебаний и их частота определяются внутренними свойствами самой автоколебательной системы.
Термин автоколебания в русскоязычную терминологию введён А. А. Андроновым в 1928 году.
На рис.1. изображен блок схема автоколебательной системы. Она состоит из колебательной системы ( в данном случае маятника), источника энергии, ключа и положительной обратной связи. Во время колебаний в колебательной системе теряется энергия на трение, сопротивление воздуха и т.д. Для пополнения энергии в колебательной системе используется источник энергии. Энергия в колебательную систему от источника энергии подается через ключ. Чтобы это произошло, колебательная система в определенный момент времени, с помощью элемента обратной связи подает сигнал на ключ. Ключ открывается, и часть энергии от источника энергии через него подается на колебательную систему.
Рис.1.
. Опыт. Рассмотрим автоколебательную систему в маятниковых часах ( ходиках) ( рис.2).
Она состоит из маятника с чечевицей на конце. Передвигая чечевицу вдоль стержня, на котором она находится, можно изменять в небольших пределах период колебаний маятника.
На верхнем конце маятника находится анкерный механизм с двумя палеттами (зубцами). К корпусу автоколебательной системы приделано ходовое колесо с кривыми зубьями. На оси этого колеса находится шестерня с зубьями, на которые одевается цепь.
К одному концу цепи подвешена гиря, которая является источником энергии, потому что в поднятом состоянии она обладает потенциальной энергией.
Если качнуть маятник вправо, то правая палетта ( см. рис.) освобождает зуб анкерного колеса, а левая палетта нажимает а ближайший зуб анкерного колеса, при этом гиря опускается и часть энергии передается маятнику.
Анкерный механизм изобретён около 1660 года Робертом Гуком,
Проблема. Почему маятник с анкерным механизмом совершает незатухающие колебании ?
Ответ. Незатухающие колебания происходят, потому что потери энергии маятника компенсируются уменьшением потенциальной энергии гири.
На практике существует много разных анкерных механизмов, предназначенных для работы в самых различных механических часах.
Рис.2.