Опыт 12.
«Определение длины электромагнитной волны с помощью двухпроводной линии»
Бегущая электромагнитная волна представляет распространяющееся электромагнитное поле ( рис.1). Электрическое и магнитное поле в электромагнитной волне взаимно перпендикулярны. Вдоль оси Х происходит распространение электромагнитной волны, по оси У изменяется напряженность электрического поля Е в электромагнитной волне, а по оси Z – изменяется магнитная индукция В в электромагнитной волне.
Рис. 1.
Проблема. Как определить длину электромагнитной волны с помощью школьной деревянной линейки.
Ответ.
На первый взгляд проблема не решаема. Но если воспользоваться не бегущей, а стоячей электромагнитной волной, то проблема решается очень просто. Поскольку электромагнитную волну увидеть нельзя, то визиуализируем ее с помощью люминесцентной лампы.
С этой целью соберем генератор электромагнитных волн на 430 МГц. К выходу генератора подключим двухпроводную линию Лехера и положим на нее люминесцентную лампу.
Включим генератор и после прогрева лампы генератора. По двухпроводной линии будет распространяться электромагнитная волна. Дойдя до конца двухпроводной линии, она отразится и пойдет к началу линии. Таким образом, в двухпроводной линии будут распространяться прямая и отраженная волны.
Складываясь, они создадут стоячую электромагнитную волну. В стоячей волне, в отличие от бегущей колебания электрического и магнитного полей не находятся в одной фазе − они сдвинуты, причём так, что пучность одного поля совпадает с узлом другого рис.2.
Рис.2.
Соберем установку рис. 3, по схеме, изображенной на рис. 4.
Рис.3.
Она состоит из генератора ВЧ, собранного на двойном триоде 6Н3П, к которому подключена двухпроводная линия. Питается генератор от выпрямителя ВУП.
Рис. 4.
Включим питание и после прогрева лампы генератора дотронемся до отдельных частей люминесцентной лампы наэлектризованной эбонитовой или стеклянной палочкой.
При возбуждении стоячей электромагнитной волны в двухпроводной линии люминесцентная лампа загорается, но не равномерно, как в обычных условиях, а с чередованием светлых и темных областей, которые соответствуют пучностям ( яркое свечение E= max, B = 0 ) и узлам стоячей электромагнитной волны ( отсутствие свечения Е = 0, В = max). Расстояния между двумя пучностями ближайшими пучностями или узлами будет равняться половине длине волны. Поэтому, измеряя эти расстояния линейкой, мы получим половину длины волны. А длина волны будет равна удвоенному расстоянию ( рис.5).
Рис.5.
Аналогично обычной школьной линейкой была определена длина волны в в разных диэлектрических жидкостях. С этой целью люминесцентную лампу с двухпроводной линией ставили вертикально и опускали ее нижний конец в большую мензурку с исследуемой диэлектрической жидкостью ( рис 6 справа). На рисунке видно, что длина волны в диэлектрической жидкости значительно меньше чем в воздухе.
Рис.6.
,По формуле с = λv вычислена скорость электромагнитной волны в исследуемых средах. Вычисленные скорости представлены в таблице.
Работа по визуализации электромагнитной волны и измерению длины волны и скорости распространения волны в различных средах имеет большую практическую значимость для школьных и вузовских кабинетов физики, так как в настоящее время промышленность не выпускает демонстрационных генераторов электромагнитных волн и приспособлений к ним для демонстрации на уроках свойств электромагнитных волн.