Демонстрация 5

«Космические корабли»

   22 мая 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым. Одним из основных разработчиков корабля был начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов (впоследствии космонавт), система управления корабля была разработана под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.

 На рис.1 изображена ракета-носитель Р-7  ( знаменитая Королевская семерка, которая в модернизированном виде летает в космос до сих пор). Она содержит три ступени ( первая ступень  с дополнительными боковыми ступенями). После старта сначала отрабатывает первая ступень, потом вторая. Для вывода пилотируемого орбитального космического корабля  на орбиту используется  третья ступень.

Рис.1.  

 Дальнейшее развитие ракета Р-7 получила в космических кораблях «Союз».  Для долгосрочной работы орбитального космического корабля необходимо его снабжать топливом, кислородом для дыхания космонавтов, пищей и т.д. Поэтому наряду с пилотируемыми космическими кораблями стали создаваться грузовые космические корабли.

Демонстрация 1.

 На рис.2 представлены модели пилотируемого и грузового космических кораблей.

Проблема. Какой из этих кораблей является пилотируемым, к какой – грузовым ?

Ответ. Слева на рисунке 2 изображен грузовой космический корабль, а справа – пилотируемый, так как у пилотируемого корабля есть иллюминаторы ( окна), а у грузового нет.

Рис.2.