Музей "Нижегородская радиолаборатория"

«Детский МиниТехнополис»

Автор проекта Пигалицын Л.В., Народный учитель РФ. 


  Музей «Нижегородская Радиолаборатория» относится к уникальной  разновидности технических музеев, так как они обеспечивают развитие технической мысли у экскурсантов, которая  имеет прямое отношение к обеспечению экономического благополучия, качества жизни, безопасности в стране.

    Познавательная, образовательная и воспитательная деятельность музея основывается на информативных свойствах музейной экспозиции.  На основе экспозиций  осуществляется  функция образования и воспитания. Этому способствуют экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея.

    Музей «Нижегородская радиолаборатория» является, в основном, мемориальным, так как он знакомит экскурсантов с жизнью и творческим выдающихся ученых и изобретателей в области радиоэлектроники, например А.С.Попова, М.А.Бонч-Бруевича, В.П.Вологдина , А.Ф.Шорина, О.В.Лосева и др.. Экспозиции музея содержат историко-биографические материалы и образцы инженерно-проектных достижений ученых и инженеров Нижегородской радиолаборатории.

       При проведении экскурсий в музее у некоторых экскурсантов появлялся особый интерес к отдельным экспонатам музея. У них возникало желание исследовать работу отдельных экспонатов или создать своими руками  радиоэлектронное устройство.

     Но, к сожалению, в музеях, в том числе и в музее «Нижегородская радиолаборатория»,  нет условий для творческой созидательной технической деятельности школьников.

     В связи с этим  появилась идея создания «Детского Микро Технополиса, в котором дети, заинтересованные радиоэлектроникой во время экскурсий,  могли бы заниматься созидательной деятельностью, создавать свои проекты и проводить учебно-исследовательские работы в области естественных наук.

   «Детский Микро Технополис» ( рис.1), созданный при музее  представляет своеобразный  «Мини Кванториум» по разработке, созданию и реализации инновационных проектов школьников в области естественных наук, что способствует развитию технических компетенций у школьников и студентов.

                                          Рис.1.

  Идея создания «Детского МикроТехнополиса» музея НРЛ появилась в связи с разработкой учениками под руководством автора проекта Л.В. Пигалицына  школьных учебных цифровых  лабораторий, которые успешно применялись в учебном процессе в различных школах страны.

   Проект «Детский Микро Технополис» состоит из  4-х модулей :  

1.  Ретро-вакуумная радиолаборатория «Лампа – бабушка»

2.  Лаборатория прототипирования на основе современной полупроводниковой техники

3.  Лаборатория по изучению и применению микроЭВМ «Ардуино»

4.  Учебно-исследовательская лаборатория.

  Внешний вид учебного блока лаборатории представлен на рис.2.  В учебном блоке находятся 5 рабочих мест для каждой лаборатории и размещено оборудование и описание практикумов к каждой лаборатории.

 

                                                                                                                                                            

     1. Блоки питания ВУП 2 для ретровакуумной лаборатории «Лампа – Бабушка».

     2.  Ретро-вакуумная лаборатория  «Лампа – бабушка».

    Ретро-вакуумная лаборатория  «Лампа - бабушка» позволяет школьникам и cтудентам познакомиться с радиолампами и приборамими, прототипы которых, были cозданы в Нижегородской радиолаборатории.

    Для этой лаборатории создан практикум для работы с основными узлами ламповых устройств – усилителей, генераторов, приемников и элементов автоматики.

      3. Лаборатория прототипирования.

   Лаборатория прототипирования позволит школьникам и cтудентам познакомиться с основными типами полупроводниковых устройств.

   Для этой лаборатории  создан практикум для сборки  и исследования основных узлов полупроводниковых  устройств – усилителей, генераторов, радиопередатчиков, радиоприемников,  элементов автоматики и аналоговой и цифровой техники.

                                                                                      

                                                                      Рис.2.

4. Измерительный комплекс.

   В состав измерительного комплекса входят ноутбук, двухканальный осциллограф на 30 МГц, двухканальный звуковой генератор на 9 МГц,  мультиметр с расширенными возможностями, позволяющими измерять индуктивность катушек, электроемкость конденсаторов и частоту электромагнитных колебаний до 10 МГц. Измерительный комплекс предназначен для электро-радиотехнических измерений школьниками всех лабораторий.

 5. Лаборатория «A r d u i n o ».

   Лаборатория «Arduino» позволит учащимся и студентам изучить основы современной микропроцессорной и робото-техники.

   Для этой лаборатории создан практикум для работы с основными датчиками и исполнительными устройствами автоматики.

Все работы практикумов проводятся  на макетных платах беспаечным методом.

 6. Лаборатория «Учебно-исследовательские работы».

   Данная лаборатория позволяет выполнять учащимися практически все учебно-исследовательские работы по естественным наукам.

    В лабораторию должны входить 3D принтер, 3D сканер, цифровые  лаборатории «PАSCO», металлические конструкторы, роботизированные конструкторы «LEGO», лазерный графер, настольные станочное оборудование, набор электро-радио элементов и т.д. ., то есть необходимое оборудование для конструирования и проведение учебно-исследовательских работ по всем предметам естественного цикла.

  В левой части комплекса находится рабочее место преподавателя  с ноутбуком, приборами и мультимедийной коллекцией для преподавателя. Над корпусом лаборатории находится монитор для демонстрации кружковцам презентаций, видеофильмов, схем и чертежей.

    Комплекс «Детская IT лаборатория» рассчитан на 5 человек. Занятия в лабораториях будут проводить волонтеры – студенты с радиофизического ННГУ и физических факультетов ННГУ и Мининского Педагогического университета.